Понятие семейного романа охватывает совокупность фантазий ребенка о своих родителях. Эти фантазии пересматриваются ребенком по мере взросления. Образ родителей, поначалу сильно идеализированный, постепенно освобождается от иллюзий и приобретает все более реальные, но, все же, так и не лишенные искажений очертания. Раскрытие этих фантазий составляет часть той работы, что осуществляется в рамках помощи психолога-психоаналитика. Давайте и мы с помощью этой статьи хотя бы приблизительно раскроем их содержание. Довольно часто фантазии ребенка тяготеют к представлениям о своем знатном происхождении. Это история о всеми почитаемом родителе, от которого ребенок оказался драматически отделен в раннем детстве, но с которым он когда-нибудь воссоединится. Может показаться, указывают психоаналитики, что эти желания говорят об отказе от своих настоящих родителей, однако на более глубоком психологическом уровне описываемые фантазии представляют собой попытку «подогнать» родителей к их изначальному идеализированному статусу. Этот статус Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, революционным образом пересмотревший подход к десткой психологии, описал следующим словами: «Отец - самый благородный и великий мужчина, а мать - самая дорогая и любимая женщина». Семейный роман возникает не только исходя из указанного желания увидеть родителей в более могущественном свете, он также призван смягчать проявления чувства эдиповой вины и способствовать отрицанию инцестуозных либидинозных чувств к собственным родителям. Более того, эти универсальные фантазии уменьшают проявления зависти к братьям или сестрам – в фантазии они предстают как внебрачные, а потому заведомо недостойные дети. Очевидно, что фантазии, связанные с семейным романом, по мере взросления сходят на нет. Однако психоаналитическая практика знает немало случаев, когда они сохраняются и в более позднем возрасте. Именно в таких ситуациях имеет место так называемый синдром «знатного происхождения», фантазии семейного романа играют важную роль в его возникновении. Верное распознание истоков и динамики развития данного синдрома требует профессиональной психотерапии и психоанализа. Мифология, драматургия, литература и кинематограф представляют множественные вариации на эту тему. Фрейд, как известно, довольно скептически трактовал религиозные феномены, поэтому неудивительно, что легенду об Иисусе, по которой Христос является не сыном плотника Иосифа, а сыном Божьим, истолковал ни как иначе, чем феномен семейного романа. Фрейдовские описания семейного романа расширил и дополнил Отто Ранк. Он внес в список характерных для этой темы фантазий еще один их тип - фантазии о спасении или помощи. Примеры таких фантазий мы можем видеть во множестве сказок (например о Золушке), мифах о великих героях и литературных жизнеописаниях детства великих людей. Сюжет этот довольно стереотипен: будущий художник или иная незаурядная личность поначалу предстает незатейливым, неприметным ребенком, не сулящим никаких особенных перспектив и достижений. Его феноменальные способности случайным и чудесным образом открывает какой-нибудь великий мастер. Появившийся наставник вырывает юное дарование из безвестности и мрака, и ведет его к вершинам мастерства. В менее распространенном варианте фантазий об идеализированных родителях спаситель (он же освободитель) наделен чертами богоподобного человека, его роль – дать человечеству гениального потомка. Семейный роман, указывают психологи, играет ключевую роль в формировании установок в отношении не только своих родителей, но и последующей семейной жизни. Исследование этих и иных сходных фантазий имеют не только научный, но и самый практический интерес, поскольку, к примеру, способно нейтрализовать неосознанные идеализирующие тенденции в построении человеком близких отношений, в то время как подобные тенденции неуклонно ведут к разрыву реальных взаимодействий (в силу их несоответствия «идеалу»). То, с чем в итоге сталкивается человек - это затяжное и с трудом преодолимое одиночество. Увы, такой сценарий не редок – непроработанные грандиозные фантазии о семейном романе с легкостью могут обернуться более чем прозаической, а то и весьма грустной развязкой.