Немного вопросов
Вопросы, вопросы и еще немного вопросов
ВОПРОС: когда вы просматривали упомянутый выше список, пришла ли вам в голову мысль, что всякий, кто разовьет в себе эти качества, смог бы хорошо устроить свой брак?
ВТОРОЙ ВОПРОС: если вы состоите в браке, то полагаете ли вы, что всякий, кто разовьет в себе эти качества, находился бы с вами в хороших отношениях, а вы с ним тоже?
ТРЕТИЙ ВОПРОС: вам бы хотелось иметь детей, обладающих всеми этими качествами? Полагаете ли вы, что семья, все члены которой располагают перечисленными свойствами, была бы теплой, любвеобильной, счастливой и процветающей? Да или нет? Еще определеннее:
полагаете ли вы, что всякий, кто распознал, признал, развил и использовал эти качества, имел бы превосходный шанс стать счастливым, здоровым, преуспевающим и надежно защищенным? Сможет ли такой человек иметь больше друзей, больше душевного покоя, лучшие отношения в семье, а также обоснованную надежду, что будущее обещает быть даже еще лучше?
Теперь позвольте мне перевести дух и сообщить, что коль вы ответили на предшествующие вопросы утвердительно (а вы не сделали этого лишь в том случае, если на земле нет более странного и необычного человека, нежели вы), то, оказывается, вы совершили нечто такое, чего был не в состоянии сделать ни один из наших трех кандидатов в президенты на выборах 1992 года. Вы назвали подлинные семейные ценности.
Если вы сказали "да" — а вы наверняка так и сделали, — то тем самым вы только что идентифицировали еще и образовательные ценности. Полагаете ли вы, что всякий, кто обладает полным набором этих качеств, сможет занять вашу должность или же выбрать вашу профессию и буквально семимильными шагами подняться на этом посту или в этой профессии на самую вершину? Если вы согласны с этим, то, стало быть, только что перечислили предпринимательские, лидерские и профессиональные ценности. А теперь: полагаете ли вы, что индивидуум, наделенный всеми этими качествами, преуспел бы также на правительственном посту или в политической деятельности? Если вы так и думаете, то, значит, секунду назад идентифицировали также правительственные и политические ценности.
К этому времени вы уже, несомненно, поняли, что не существует таких понятий, как семейные ценности, образовательные ценности, предпринимательские ценности, правительственные ценности или политические ценности. Существуют жизненные ценности. Невозможно отделить сулящие благополучие семейные или жизненные ценности от несущих с собою успех образовательных, предпринимательских либо правительственных ценностей. Точно так же вы не в силах разделить свою личную, семейную и деловую жизнь, причем ровно в такой же степени, как не в состоянии расчленить свою физическую, умственную и духовную жизнь. Вы представляете собой комплексную, многостороннюю совокупность! И с каждой минутой эта совокупность становится всё более ценной.
КАКИЕ ЦЕННОСТИ?
Теперь вы безусловно вправе подумать: "Но, Зиг, вы же говорите о ценностях". Посему мой вопрос таков: "Какие ценности, по вашему мнению, следует преподавать в школах и внедрять на практике в деловом сообществе и дома?" В этом месте я призываю вас возвратиться всё к тому же списку слов-качеств. Конкретно оцените каждое свойство и спросите себя: "Имеется ли здесь какое-либо качество [теперь вспомните, что суды отняли у нас веру в Бога, и по истечении двухсот лет мы больше не вправе преподавать ее в наших школах*], против обучения которому моего ребенка в школе я бы возражал? Имеется ли здесь какое-то качество, которое я не хотел бы видеть практически применяемым у себя в доме? А есть ли в этом перечне хоть одно свойство, которое я не хотел бы видеть в бизнесе, которым занимаюсь, или в фирме, где работаю?" Убежден, что вам было бы очень непросто указать хоть одно качество, которое вы хотели бы удалить из этого списка.
ДАННЫМ ПУТЕМ — К РЕШЕНИЮ НАШИХ ПРОБЛЕМ
Наша страна, Америка, была построена на позитивных этических ценностях и качествах. И именно этим ценностям, согласно газете "Wall Street Journal", желают обучать своих детей 84 процента жителей Америки. Заметка, помещенная 29 сентября 1993 года в журнале "USA Today" показывает, что 97 процентов граждан хотят, чтобы в школах и дома обучали честности, 93 процента хотят обучения демократии, 91 процент хочет обучения заботе о друзьях и семье, обучения патриотизму, моральному мужеству и так называемому золотому правилу. Если действительно преподавать дома и подкреплять в школе все эти ценности, а затем внедрять их в деловую жизнь, то подумайте, к каким коренным переменам в нашем обществе это бы привело.
БЕРЕМ НА РАБОТУ ЭТОГО
За все те годы, пока я сею разумное, доброе и вечное, мне никогда не встретился руководитель или бизнесмен, который сказал бы мне: "Знаете, Зиг, я не согласен с тем, что вы говорите. Фактически, только на днях я провел собеседование с человеком, располагавшим всеми качествами, о которых вы толкуете, и нам было ясно как Божий день, что мы не можем дать ему должность в нашей фирме. У нас нет и не видно в перспективе никакого места для того, кто честен, располагает позитивной умственной установкой, является командным игроком, дисциплинирован, предан идее, имеет твердый характер, трудолюбив, умеет хорошо общаться и целенаправлен. Нет, Зиг, в нашей организаций нет возможности использовать такого рода личность".
За всю мою жизнь не нашлось никого, кто сказал бы мне что-либо подобное. На самом деле люди, напротив, всегда говорили: "Пришлите мне кого угодно, наделенного этими качествами, — и я без проблем научу его тем конкретным навыкам и умениям, которыми должен обладать человек, чтобы заполнить имеющуюся у нас вакансию".
Как вы, несомненно, заметили, я использую везде слово "учить" и его производные. Научить этим качествам дома; обучать им в школе; подкреплять их и внедрять в деловое сообщество. Вопрос в том, можно ли этому научить? Ответ на него носит совершенно определенный, категорический, позитивный и бесспорный характер: да, вы, несомненно, можете научиться всему этому, поскольку, как мы уже указывали, все перечисленные качества представляют собой навыки и умения. В процессе такого обучения вы одновременно поднимете свой интеллектуальный уровень. Например, мой собственный коэффициент интеллектуальности сейчас на двадцать с лишним пунктов выше, чем был в момент, когда я заканчивал среднюю школу.
Утверждаю ли я, что все люди равны? Разумеется нет. У нас разные природные способности, а процентное соотношение и Количественное выражение каждого имеющегося у нас качества заметно меняется от человека к человеку. Трагедия заключается в том, что большинство людей никогда не распознаёт, не признаёт, не развивает и не использует те способности (качества), которые имеет. В том-то и состоит главная цель данной книги — призвать вас развивать то, что вы имеете. А чтобы сделать это, вы должны сперва распознать и признать то, что имеете.