Социально-психологические исследования народов, находящихся на ступени родоплеменных отношений также показали, что у них были распространены игры, способствующие антистрессовому воспитанию. При их проведении имитировались опасные ситуации, возникавшие во время охоты или сражения.
Древний мир. Сведения о народной психотерапии в этот период развития человечества весьма скудные, возможно судить лишь о ее особенностях у народов, живших в странах, где зародились очаги цивилизации. Исходя из сохранившихся письменных документов, можно считать, что одним из ее главных источников служили: “Сказки, мифы, басни, притчи и пр., которые наряду с художественной ценностью, являлись средствами народной педагогики и народной психотерапии, ими люди пользовались, чтобы помочь себе, когда еще не было научной психотерапии ”. Средиземноморье.
Античные греки и римляне придавали огромное значение слову как могущественному средству воздействия на человека и его психику. Убедительным доказательством этому служит “Похвала Елене”, написанная греческим философом Горгием Леонтийским (106-43 до н.э.). В ней содержатся следующие высказывания: “Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела, ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить и сострадание пробудить”.
Исцеляющая сила слова широко использовалась в народной психотерапии. Легендарный народный мудрец Эзоп, живший в VI веке до н.э., создал свыше 500 басен. Многие из них имеют и психотерапевтическую направленность - учат людей преодолевать страх, бороться с пагубными привычками, правильно оценивать свое поведение и поступки. К примеру, в басне “Человек и лиса” говорится об опасном неумении гасить гнев: “Один человек лютой ненавистью возненавидел лису за то, что она портила его посевы. И, когда поймал ее, то в гневе принял решение: казнить ее страшной казнью - привязать к ее хвосту паклю, полить маслом и поджечь. Но злой рок погнал лису прямо на поле хозяина, и пришлось ему горько плакать, что ни единого зерна не осталось”.
Знаменитый психотерапевт М. Эриксон в своей практике широко использовал басню Эзопа “Борей и Солнце”, цель которой - побудить людей верить в силу разума. Борей и Солнце спорили, кто сильней. Победить должен был тот, кто заставит человека раздеться в дороге. Борей подул, и человек запахнул на себе одежду. Он дул сильнее, но человек замерзал и еще плотнее кутался в свои одежды. Борей устал и уступил человека Солнцу. Солнце стало сначала слегка пригревать, человек принялся снимать с себя все лишнее. Тогда Солнце припекло сильнее: человек не выдержал жары, разделся и побежал купаться в ближайшую реку. Таким образом, басня показывает преимущество рационального подхода к решению жизненных проблем.
Хорошо известен психологам психотерапевтический эффект игры в покер. Кстати, вы можете pokerstars скачать бесплатно и наслаждаться прекрасной игрой.
Народами древней Греции и Рима созданы многочисленные мифы-сказания о легендарных героях, богах и происхождении явлений природы. Среди них и мифы, побуждающие людей к повышению своих психофизических возможностей. Мифы об Антее, Геракле, Зевсе и других древних героях используют и в современной психотерапии. Так, для представления процесса “зарядки организма” жизненной энергией, психотерапевты рекомендуют пациентам представить образ Антея - древнегреческого великана, который был непобедим, пока соприкасался с матерью-землей.
Мифы сочиняли, в основном, бродячие певцы и поэты - аэды и исполняли их под аккомпанемент струнного инструмента кифары. За более чем 800 лет до н.э. один из древнегреческих аэдов – Гомер, описывая в поэме “Илиада” вмешательство богов в жизнь людей, учил современников преодолевать трудности, сложные ситуации, правильно общаться друг с другом.
Творчество аэдов, переходя из поколения в поколение, обогащалось новыми поэтическими произведениями, народными историями, шутками и анекдотами. Любопытно, что многие из анекдотов, обладающие психотерапевтическим, за счет юмора, воздействием, вошли в состав древнегреческого сборника “Филогелос” (“Любитель смешного”). В нем содержится ряд анекдотов, которые рассказывают и в современном обществе.
Например, к врачу пришел больной с просьбой помочь ему избавиться от неприятных ощущений, возникающих после пробуждения. Пациент пожаловался врачу: “Когда я проснусь, то еще полчаса у меня темно в глазах. Что делать?”. Врач ответил: “Проблема эта легко решается... просыпайтесь на полчаса позже”. Болтливый цирюльник спросил шута: “Как Вас постричь?” - “Молча!” - ответил тот. Кельты (галлы).
Кельтские племена обитали на обширной территории Западной Европы до покорения ее римлянами и германцами в начале нашей эры. У кельтов был высокий уровень культуры, своя письменность. Свидетельствуют об этом не их исторические документы, а книга римского императора и полководца Гая Юлия Цезаря, его “Записки о галльской войне”. Манускрипты и священные книги жрецов-друидов, которые были безжалостно уничтожены религиозными фанатиками, боровшимися с язычеством и идолопоклонством. Кельты обожествляли природу во всех ее проявлениях и свято верили в возможность передачи энергии от деревьев к людям. Для повышения жизненного тонуса, преодоления недугов они обхватывали ствол дерева и образно представляли процесс вхождения в организм целебных сил природы.
В наше время применяется модифицированный вариант “кельтского приема” - его рекомендуют и активно используют натуропаты. Многие латинские пословицы, появившиеся в Римской империи, не утратили своего психотерапевтического действия и в современном мире. Например, “Пока дышу, надеюсь” (Dum spiro, spero), “В здоровом теле - здоровый дух” (Mens sana in corpore sano), “О вкусах не спорят” (De gustibus non disputandum), “Человеку свойственно ошибаться” (Errare humanum est), “Мудрец всегда счастлив” (Sapiens simper beatus est), ”Слова волнуют, примеры увлекают” (Verba movent, exеmpla trahunt), “Здоровье – наивысшее благо” (Valetudo bonum optimum).
07-04-2011
Аренда экскаватора гусеничного ссылка.