■ Если Вы на самом деле уверены в себе, то можете, в свою очередь, сострить в ответ: «Стихийное бедствие? Да, нет, дорогой, это была катастрофа из тех, что случаются раз в сто лет». ■ Если же Вы не особо расположены к самоиронии, нанесите хорошо продуманный ответный удар: «Да, нам только остается пожать друг другу руки, потому что, как я слышал, Ваша последняя кампания тоже отнюдь не была хитом». Почему люди обмениваются колкостями? Потому что это легко и дает возможность без труда найти общую тему для разговора. Подтрунивайте и Вы, ведь это всего лишь игра. Вы всегда можете разрядить атмосферу или выйш из игры прежде, чем ситуация станет действительно оскорбительной. Умалять значение собеседника Высказывания, принижающие собеседника — это своего рода торпеды, которые чаще всего приводятся в действие неумышленно. — «На самом деле все не так уж и плохо». — «Ну, не стоит преувеличивать». — «Ты понял меня абсолютно неверно». То, что такие бесцеремонные заявления имеют место в разговоре между цивилизованными людьми, отнюдь не свидетельствует о высокой культуре общения. Наша способность к уважению других проявляется даже в том случае, если собеседник говорит нелепости. Можем ли мы даже в этом случае сохранить к нему уважительное отношение? Научитесь разделять человека и то, что он говорит: исправляйте сказанное, а не человека. Как это сделать? Это Вы тоже уже знаете: посредством высказываний от первого лица и вопросов. ■ Одна из главнейших заповедей непринужденного общения гласит: «Уважайте собеседника!» Как реагировать на проявления неуважения Если Вы способны удерживаться от уничижительных реплик, то из этого совершенно не следует, что другие будут поступать так же. Напротив, Вам наверняка довольно часто придется сталкиваться с подобными высказываниями: «Я совершенно не понимаю, почему Вы испытываете такой страх перед заполнением налоговой декларации. Это же делается максимум за пару часов». Столкнувшись с таким уничижительным высказыванием, многие совершают по большей части две ошибки: — застывают в немой ярости или — начинают защищать свое уязвленное самолюбие («Но я-то в отличие от Вас не специалист по налогам»).